Главная » АКТУАЛЬНО » «От великого немого – до современного и легендарного»: об истории  киностудии «Мосфильм» наш специальный корреспондент Олег Кутузов беседует с генеральным директором киностудии Кареном Шахназаровым.

«От великого немого – до современного и легендарного»: об истории  киностудии «Мосфильм» наш специальный корреспондент Олег Кутузов беседует с генеральным директором киностудии Кареном Шахназаровым.

В этом году исполнилось 90 лет со дня образования легендарного кинопрома. В летопись «Мосфильма» вписаны ярчайшие страницы истории нашего государства. Его кинофильмы высоко оценены мировым сообществом и по праву считаются «золотым» фондом страны и мировой культуры.

«Мосфильм» был создан на базе двух национализированных кинофабрик — А.А.Ханжонкова и И.Н.Ермольева в ноябре 1923 года, когда на вновь созданном предприятии началась работа над фильмом режиссёра Бориса Михина «На крыльях ввысь», вышедшем на экраны Советского Союза 30 января 1924 года. Именно эта дата официально считается датой рождения киностудии «Мосфильм». Первоначально киностудия называлась «Москинокомбинат». Своё нынешнее название она получила в 1936 году. Эмблемой киностудии «Мосфильм» является скульптура «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной. Скульптура впервые появилась в 1947 году в качестве экранной марки «Мосфильма» в художественном фильме «Весна» режиссёра Григория Александрова. В 1939 году «Мосфильм» был награждён – Орденом Ленина. В 1974 году – Орденом Октябрьской Революции. За девяносто лет деятельности на «Мосфильме» было создано более 2.500 полнометражных фильмов, многие из которых вошли в «Золотой фонд мирового киноискусства» и завоевали многочисленные награды на различных кинофестивалях. В разные годы здесь работали многие известные режиссёры, чьи картины вошли в «Золотой фонд отечественного и мирового киноискусства»: Александр Довженко, Сергей Эйзенштейн,  Всеволод Пудовкин, Иван Пырьев, Григорий Александров,  Михаил Ромм, Григорий Чухрай,  Михаил Калатозов, Сергей Бондарчук, Андрей Тарковский, Леонид Гайдай, Эльдар Рязанов, Александр Птушко и многие другие. 

На сегодняшний день ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм» — самое крупное ведущее предприятие киноиндустрии России, одна из крупнейших киностудий Европы, оснащённая современным высокотехнологичным оборудованием, позволяющим полностью осуществлять весь цикл кинопроизводства. Большинство фильмов создаётся на студиях, которые находятся на «Мосфильме». Их возглавляют ведущие кинематографисты России: В.Ю.Абдрашитов, С.С.Говорухин, Г.Н.Данелия, С.С.Дружинина, В.В.Меньшов, В.Н.Наумов, Г.А.Панфилов, С.С.Дружинина С.А.Соловьёв, А.И.Суриков, А.А.Эшпай и другие… 

На «Мосфильме», площадь которого составляет 34 тысячи квадратных метров, находятся 15 съёмочных павильонов, около 250 тысяч различных костюмов всех времён и народностей, включая сказочные.

5.5 тысяч единиц мебели и около 70 тысяч единиц реквизита всех эпох, стран и культур: от древних — до современных. Здесь осуществляется производство практически всей отечественной кино-, теле- и видеопродукции. Сегодня, когда «Мосфильм» является государственной собственностью (ФГУП) и работает как киноконцерн, предоставляя свои производственные мощности различным кинокомпаниям и творческим объединениям, которые арендуют не только съёмочные павильоны, но и офисы (так называемые «помещения для рабочей группы»), а также различные специализированные комплексы — от пиротехнического до автотранспортного. 

Киноконцерн «Мосфильм» — это федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП). «Мосфильм» является отраслеобразующим предприятием в системе российской кинематографии, на нём работает более 1.200 человек. Преодолев кризис 90-х годов, студия не только сохранила традиции и кинематографические профессии, но стала высокорентабельным предприятием, увеличив свою доходность за последние десять лет более чем в 10 раз.                               

 Гордостью «Мосфильма» является уникальная натурная декорация «Старая Москва». Натурная площадка № 1 площадью более 3000 кв.м. В разное время здесь были построены декорации Венеции, Средневекового русского города, Староанглийского посёлка и многие другие. В 2003 году для фильма Карена Шахназарова «Всадник по имени Смерть» под руководством художника-постановщика Людмилы Кусаковой была построена уникальная декорация Москвы конца XIX — начала XX вв. – вымощенные камнем улицы и площади с дворцами, церквями, магазинами, трактирами. Есть также кусочек окраины с деревянными домиками, поленницами и палисадниками. 

За период с 2004 г. в декорации «Старая Москва» было снято более 50 фильмов, а Москва превращалась то в Санкт-Петербург, то в Тифлис, то в Копенгаген времен писателя-сказочника Г.Х.Андерсена. При желании  здесь можно снимать практически любой город. 

С 20 апреля 1998 года по настоящее время генеральным директором и председателем правления ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм»» является Шахназаров Карен Георгиевич.    

В связи со знаменательным юбилеем «Мосфильма» Генеральный директор легендарного, теперь уже, одноимённого киноконцерна — Карен Шахназаров нашёл в своём плотном рабочем графике время для интервью нашему журналу.

О.К. — Карен Георгиевич, чем принципиально, сегодняшний российский «Мосфильм» отличается от «Мосфильма» советского?  

К.Ш. —  Ну, современный «Мосфильм» — он, скорее, конечно, кинофабрикой стал. В советское время он, конечно, он и был кинофабрикой…

Вообще — киноиндустрия в России изменилась. В советское время киноиндустрия, это была киноиндустрия больших студий. То есть, государство — оно, конечно, тоже финансировало… Но, оно финансировало через студии. Поэтому, конечно в больших студиях момент творчества больше присутствовал. То есть, это была кинофабрика, сочетающая в себе объединения, которые  разрабатывали проекты…  А сегодня наша современная киноиндустрия стала, как в Европе. Она стала киноиндустрией продюсеров. И в этом смысле, конечно, основные средства – это продюсеры, а продюсеры приходят на «Мосфильм». То есть «Мосфильм», конечно, тоже сам может инвестировать, но не в таком объёме. Вот сейчас мы несколько картин сами  делаем, но, не в такой степени, как это было в СССР. Поэтому, с этой точки зрения у нас такая же система, как в Европе… Да и в Америке тоже, потому, что большие студии как «Уорнер», а внизу написано «Стар-Медиа». «Стар-Медиа» это, собственно, те, кто творчески разрабатывают сценарии. А «Уорнер» — это кинофабрика. Но, с другой стороны есть свои плюсы с точки зрения технологии. Современный «Мосфильм» принципиально другой. Он качественно отличается по своим возможностям от того времени, каким он был в прошлые времена СССР. Главное нам его удалось модернизировать, т.к. в советские времена в технологии мы сильно отставали. А сегодня, если говорить о качественном уровне и технических возможностях (в частности на «Мосфильме) они ничем не уступают никому в мире. Я хотел бы особо отметить, что многие недопонимают — «Мосфильм» не получает от государства никаких дотаций, вот уже 20 лет! Мы живём только за счёт тех средств, которые сами зарабатываем. И всю модернизацию проводили на собственные средства. 

О.К. – В чём заключается сегодня проблема жанров: почему напрочь исчезло с экранов детское кино? Создаётся такое впечатление, что государству оно абсолютно не нужно… Целое поколение детей брошено на произвол судьбы. А наши кино-телеэкраны заполонили иностранные мультики и мрачные сериалы о Гарри Потере, «Сумерки» о вампирах, колдунах и прочей импортной нечисти.  Дети перестают идентифицировать себя с отечественным кинематографом и российской культурой!

К.Ш. – Да. Это очень важный вопрос! Этим детским кино надо заниматься. Во-первых, должна быть какая-то государственная программа. В Советском Союзе было мощнейшее детское кино. Мощнейшее! Оно было лучшим в мире. Киностудия «им. Горького» работала конкретно, как детско-юношеская кинофабрика. Сегодня она тоже кинофабрика фактически… Но, даже в рыночных условиях должно быть, какое-то, государственное финансирование именно на детское кино. Но его нет! 

О.К. – А какой должен быть алгоритм по возвращению детско-юношеского кино? Кто и где  должен нажать эту тревожную кнопку?

К.Ш. – Я думаю, что это должно быть министерство Культуры, для начала, хотя бы… Которое выделило бы в этот фонд бюджет, чтобы начать делать детское кино хотя бы, пять картин в год именно для детей, а не для взрослых! Например, три сказки и две картины про школьников… Только не такие, как комедийный фильм с участием замечательных актёров: Сергея Безрукова и Дмитрия Дюжева —  уголовников, которые, попали в детский пионерлагерь и были вынуждены там выдавать себя за вожатых. Фильм этот очень даже не плохой! Но, он не имеет ничего общего с детским кинематографом!  Вы знаете, что у нас сейчас даже мультипликация для взрослых! И в результате дети ничего не получают! Как-то, очень давно во время своего выступления по телевидению ныне покойный папа Иоанн Павел Второй (Войтыла) во время проповеди обратился из Ватикана к своей пастве с призывом – почаще смотреть советские мультфильмы, т.к. в отличие от американских, они несут в себе добро, мудрость и справедливость! В сущности, сегодня нужны мультфильмы про зайца и других зверушек типа «Ну, погоди!». Великий режиссёр был Котёночкин и многие другие советские мультипликаторы. Замечательные были мастера! Сегодня бизнес и рынок диктуют свои законы. Для детей должна быть сказка, романтика какая-то… Наподобие таких фильмов, как «Кортик», «Бронзовая птица», «Сказка о потерянном Времени» и мн. другие… Тут ещё и другая проблема в том, что у нас, практически, нет сегодня профессиональных режиссёров для детского кино! Вот, я бы, например, не смог снять детский фильм. Эта профессия, которая в Советском Союзе выращивалась! Нужны такие, как Грамматиков, Роллан Быков и другие, которые бы любили детей и детское кино. Во-вторых, человек должен научиться его делать. На протяжение всей своей жизни сказочники: Роу, Птушко, Кошеверова… занимались этим. Они были великими мастерами, но они стали ими в процессе своей профессиональной работы.

Государство им помогало. Сегодня, я должен сказать, если бы мне дали 100 млн. долларов и сказали: давайте делайте, например, 50 детских фильмов… У нас, просто, людей таких нет, которые их сделают! Это вопрос очень сложный. Т.е. это надо начинать возрождать детское кино, если мы хотим его иметь. Это процесс не простой! Объявить конкурс на сценарий и режиссуру… И сделать! Если комитет по Культуре поставит в Госдуме такой вопрос, то Совет по кинематографии будет вынужден заняться этой темой. Но, пока я такой программы не вижу. Говорухин, кстати, сейчас, как продюсер уже делает два детских фильма и, как говорят, очень хорошие! Так что Станислав Сергеевич в этом направлении очень удачно работает. 

О.К. – Когда Сергей Бондарчук снимал свою киноэпопею «Война и Мир» —  ему помогало всё государство, предоставляя для массовых сцен армейские части. Для «Освобождения» Ю.Озерова – войска, танки, самолёты, артиллерию и военно-морской флот… И всё это, можно сказать, бесплатно! А как с этим обстоят дела сегодня?

К.Ш. – Сейчас это невозможно! Вы правильно сказали: когда С.Бондарчук и Ю.Озеров снимали свои произведения, собиралось Политбюро и в войска от министерства Обороны шла директива — «Оказать максимальное содействие в проведение натурных съёмок. Выделить 4-ю бронетанковую дивизию с личным составом, 15 и 8 мото-стрелковую дивизию с 4-м артполком и воздушной эскадрильей… в распоряжение Озерова или Бондарчука… А сейчас это же не возможно! Сейчас армия за всё деньги берёт. Сейчас совсем другая — рыночная ситуация. 

О.К.Интересный момент! Раньше советские кинематографисты не могли задейставить оригинальную немецкую бронетехнику для съёмок, в отличие от сегодняшних дней. А сегодня у вас не копии, а целый авто- мото-бронетанковый арсенал. Чем это обусловлено?  

К.Ш. – Сейчас можно заказать всё через частные компании, которые с удовольствием сделают за твои деньги всё, что ты захочешь! Если раньше Политбюро дало отмашку, — то сделают. Если нет – то не сделают. Государство не могло заниматься всеми деталями и мелочами, у него были более важные и глобальные задачи в народном хозяйстве. Госмонополия  зачастую лишала возможности гибкости в решении некоторых задач. Сейчас появилось много частных нормальных компаний. Не все же жулики! У нас огромный парк действующей военной техники: порядка 150 единиц. Это довольно затратное дело – содержать целый штат отличных отставных офицеров-танкистов. У нас работает начальник военно-технической базы в прошлом подполковник  – Сергей Александрович Захаров.  Кстати, раньше командовал полком, в котором я служил в 423 мотострелковом полку. Обслуживать всю эту технику – огромный труд: заряжать аккумуляторы, танки все на ходу и стреляющие. Министерство обороны пошло нам навстречу, выделив нам огромный запас холостых боеприпасов: снарядов и патронов. 

 Человек 20 штатных специалистов-оружейников переделывают оригинальные стволы зарубежного оружия, заменяя их под отечественные патроны, т.к. те уже не выпускаются. Оружейный участок «Киноконцерна «Мосфильм» — самостоятельное структурное подразделение «Мосфильма» — имеет свыше 3.300 единиц разнообразного оружия, в том числе: современное, историческое стрелковое и холодное оружие. Оружие времён Гражданской и Великой Отечественной войн. Некоторые виды оружия иностранного производства, переделанные под наш калибр холостых патронов.

Экспозиция музея постоянно меняется – ведь многие экспонаты продолжают сниматься в разных фильмах, и когда одни предметы отправляются на съёмки – их место занимают другие из богатейшей коллекции студии. Посещение нашего Музея входит в программу экскурсии по территории Киноконцерна «Мосфильм» 1945 года: грузовики, автобусы и военную технику времён Первой и Второй мировых войн.  Предмет нашей особой гордости — коллекция ретротранспорта. Фаэтон «Пежо» выпуска 1913 года, открытый кабриолет «Роллс-Ройс» 1913 года, «Руссо-Балт» 1913 года – все они чувствуют себя в ХХ1 веке весьма комфортно, все отреставрированы, приведены в рабочее состояние. Некоторые модели вообще представлены в России в единственном экземпляре. Каждый из экспонатов имеет свою необычную историю – знаменитую «Волгу» из фильмов «Берегись автомобиля» и «Бриллиантовая рука»; в «Мерседес-Бенц» 1937 года ездил Штирлиц в «Семнадцати мгновениях весны» и многие другие раритеты…

О.К. —  Как Вам пришла идея снять фильм-притчу «Белый тигр»? Когда я первый раз его посмотрел, то пришёл к выводу, что он заметно отличается от основной массы современных фильмов на военную тему… В нём, в основном, используются интершумы окружающей среды без доминирования музыкального сопровождения: когда до мельчайших звуков слышен естественный шелест травы…Хруст кустов под гусеницами танков, и установленные на броне с разных ракурсов кинокамеры. Всё снято очень жёстко и правдоподобно, вплоть до бытовых реплик  бойцов…

К.Ш. —  Я прочитал повесть Ильи Бояшова. Мне сама идея понравилась, которая меня сразу захватила. Отечественная война всё равно продолжает оставаться важной темой… и её можно уже в разных жанрах делать. Вот поэтому я и решил сделать такой фильм. 

О.К. – Каково ваше отношение к нынешним ремейкам, буквально заполонившим теле- и киноэкраны? Например: берётся оригинальный популярный фильм советских времён, меняются прежние фамилии героев, и начинается размыливание бесконечных сериалов «С лёгким паром!-2» «Брат» (2), (3).., и т.д. Мозги включать никто не хочет! Все бредут по уже, протоптанной другими, дорожке. Ничего нового и выдающегося не создаётся. Все телешоу, как обезьяны копируют одни и те же проекты на всех телеканалах, в одно и то же время. «Идеальный ремонт», «Квадратные метры»,  «Ледниковый период», «Шоу на льду», «Голос», «Один-в-один», «Точь-в-точь», «Тютелька-в-тютельку», медицинские темы, кулинарные… Что происходит?! Это новый вид творчества? 

К.Ш. – Я с Вами согласен! Сам я ремейки не делаю и не очень это приветствую… Это говорит об определённом дефиците идей. Можно так сказать: «Они сражались за рейтинг»?! Ремейк – это дефицит идей или своеобразный творческий ступор! Я не видел у нас ни одного ремейка, который бы был удачным по сравнению с оригиналом. Для того чтобы получить возможность на ремейк, нужно ответить на вопрос – с какой целью и для чего вы хотите его переснять? Я сам продюсировал фильм «Звезда» по повести Казакевича. Но «Звезда – это не ремейк! Это экранизация. Это другое. Это, как пьесу можно ставить несколько раз.

О.К. – Почему, когда смотришь советские фильмы – в глазах стоят слёзы и горло перехватывает, и мурашки по телу бегают? При просмотре современных фильмов о мирной жизни или о войне – редко случается испытывать подобные чувства сопереживания… Сейчас, как-то, всё перешло в техническую плоскость:  медленно летящая пуля, пробивающая лоб или сердце, Компьютерный монтаж воздушного, танкового, морского боя… Всё сделано великолепно, профессионально! Это всё хорошо и интересно визуально… Но для многогранной компьютерной кинопалитры и характерных ролей — нужен симбиоз восприятия! Как вернуть зрителю сопереживание?  Ведь порой огромный бюджет (как у Никиты Михалкова) в его «Сибирском Цирюльнике», ни «Утомлённом солнце» и «Цитадели» — не приносит ожидаемого успеха и интереса у зрителей…

К.Ш.Вы знаете, я сам часть советского кино. Таких уже немного осталось, кто работал в советские времена.  Я его люблю. Я ему всем обязан. Я шесть картин снял в СССР. Всему научился тогда. Но, я должен сказать  — есть достойные картины. Вы вспоминаете 300-400 кинокартин высшего класса, которые Вы помните, любите… Но тогда ведь, была масса никчёмных, бездарных фильмов! Несколько тысяч! Пройдёт время, и наши потомки будут вспоминать лучшие фильмы, а плохие – отбракуют или просто забудут. Советское кино больше фильмов делало: – 250 фильмов в год. В СССР работали 20 киностудий! А сегодня Россия делает 70 картин, в основном, многосерийное «мыло». Поэтому в СССР была более масштабная и мощная киноиндустрия, чем российская. Российскую мы, хотя бы, восстановили потому, что в начале 90-х она была вся разрушена до нуля. Так не была разрушена ни одна отрасль… «Мосфильм» стоял пустой и по его территории собаки бегали. Мы с тех пор сносно восстановили. Но, её, всё равно, нельзя сравнить с той – советской. С приходом Путина отрасль стабилизировалась, и государство стало больше тратить средств на кино. До него, в ельцинские времена, — всё было ужасно! 

О.К.  – И, всё-таки, как вернуть зрителю сопереживание с героями фильма, помимо великолепной технической составляющей компьютерного монтажа? Один художник сказал: «Не дай нам, Бог, достичь наивысшего мастерства! Иначе мы останемся без хлеба…

К.Ш. Это зависит от персонального таланта каждого автора, сценариста. Один это умеет делать. Качественное кино – это, прежде всего, личность! Другой – не может. Раньше по норме в день снимали, примерно, до 38 погонных  метров киноплёнки… А сегодня делают до 200 метров. Раньше и техника была хуже. Сегодня другие возможности. Но, надо сказать, что в советское время работали со сценариями. В Госкино были отделы редактуры… А сейчас редактур практически нет! Поэтому это большой минус современного российского кино. В советское время ты должен был на один фильм, только официально, написать 3 сценария. Принёс заявку с тремя вариантами развития сюжета. Для фильма «Мы из джаза» мы писали 10 вариантов! Да. Нам делали поправки в редактуре, но, всё равно мы были вынуждены работать и дорабатывать. Сейчас такой работы со сценарием нет в российском кино. И это большой минус! 

О.К. – Как можно охарактеризовать такое понятие как «коммерческое кино»? И чем оно, принципиально, отличается от обычного качественного кинофильма?

К.Ш. –  Ну это, в принципе, очень просто. То есть, коммерческое кино – это когда авторы делают фильм, исходя не из того, что они чувствуют, а из того, как и чем они могут понравиться. И за что зритель больше заплатит. Вот, что такое коммерческое кино! Иногда, кстати, оно бывает хорошее и талантливое… Но, там авторы в первую очередь  нацелены на то, чтобы заставить зрителя заплатить большие деньги и ещё раз сходить на фильм. Некоммерческое – авторское кино, это когда автор исходит из своих чувств и понимания, того, что это зрителю может и не понравиться… Но, считает это более правильным. Иногда коммерческий вариант совпадает с авторским. Я например уверен в том, что Леонид Гайдай никогда специально не делал кино, чтобы понравиться зрителю! Он делал кино так, как было хорошо в его понимании. Другое дело, что его понимание в силу его мастерства, природного юмора и таланта — совпадало с большинством зрителей! А есть такие авторы… (и их, к сожалению, сегодня немало), которые только и думают о том, как заработать деньги. Но, я повторяю, что нельзя всё коммерческое кино считать плохим! Есть очень хорошее, которое зависит от меры таланта автора.

О.К. —  Карен Георгиевич, за что даются такие почётные звания, как: «Заслуженный артист»  СССР или России…  и «Народный артист»?

К.Ш. – Я толком и не знаю… Я и «Заслуженный» и «Народный». «Заслуженный» – это первое звание… «Народный» – более высокое звание. У тебя: сценариста, актёра, режиссёра… должны быть картины, призы, зрительское и профессиональное признание и заслуги перед государством в данной сфере. Это должен быть такой большой творческий уровень…

Огромный багаж и долгие годы профессионального труда. Всё решает Комиссия. Потом утверждает комиссия при президенте. И, конечно, выслуга лет! В любом случае – в 25 лет никто не получит звание «Народного…». Как правило, это бывает уже после 45 лет. И в советское время – получить это почётное звание было очень сложно! Был период при Ельцине, когда эти звания раздавались налево, и направо, как и дворянские титулы любому, кто мог за это заплатить солидную сумму. Сейчас это стало очень сложно. И слава Богу! 

О.К.И последний вопрос: чем Вы сейчас занимаетесь, и какие творческие планы на перспективу, как продюсера и режиссёра? Ваша самая заветная мечта…?

К.Ш. – Мы с моим товарищем и продюсером Литвиновым Сашей делаем сейчас фильм «Двое в степи» — тоже по Казакевичу. Тоже военная картина. По-моему, очень хороший сценарий! Я люблю Казакевича. По нему снимает молодой режиссёр Сергей Попов.  Сейчас подготовительный период… Я думаю, что к концу этого года мы его уже закончим.   Потом, — у меня есть ещё один интересный сценарий про наши спецслужбы: художественный сериал – интересно получается! А как у режиссёра – у меня есть тоже работа, но я пока не хотел бы об этом распространяться. Сценарий пока находится в стадии написания. Посмотрим, как потом всё сложится…

О.К.Большое спасибо за интересную и откровенную беседу, Карен Георгиевич!

Удачи Вам и вашим сотрудникам! 

 

  Олег Кутузов

Специально для журнала «Объектив»                          

1 Comment

  1. Ольга:

    Какое скучное интервью. Неужели Шахназаров такая зануда.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на новогоднюю бесплатную рассылку:

dec-2015

Укажите свой email:

 

Подписка!